Ханс Хенрик Йегер

Ханс Хенрик Йегер
Ханс Хенрик Йегер

Имя Ханса Йегера встречается ныне во всех учебниках по истории норвежской литературы. При этом, что уж кривить душою, большим писателем он никогда не был; ни при жизни, ни после, чрезмерной популярностью его романы не пользовались, к тому же были запрещены до середины XX века. Так кто же он, писатель Ханс Йегер, портрет которого писал даже Эдвард Мунк?

Ханс Хенрик Йегер появился на свет в Драммене в 1854 году, одновременно с появлением в Норвегии первой железной дороги между Кристианией и Эйдсволлом. Он был третьим ребенком в семье Отилии Генриетты Фосс и Николая Хенрика Йегера – всего в семье было 9 детей.

Вскоре после рождения Ханса семья переехала в Берген, где Николай Хенрик получил должность полицейского уполномоченного. Но когда Хансу было 10 лет, скончался его отец, а вскоре умерла и мать. Братья и сестры разлетелись по стране – их взяли на воспитание разные родственники. Йегер попал к дяде из городка Арендал. Дядюшка вел чрезвычайно моральный образ жизни, даже написал трактат о правильном воспитании детей и, можно предположить, изрядно досаждал юному Йегеру своими нравоучениями.

Когда Хансу исполнилось пятнадцать, терпению юноши пришел конец, и он подался в матросы. В течение нескольких последующих лет он нанимался на разные корабли, побывал в Америке, какое-то время прожил во Франции. Между плаваниями он сдал экзамен на штурмана в Бергене в 1870 году и на шкипера в Кристиании в 1872. Несколько месяцев он даже проходил обучение у парусного мастера. Когда через два года после последнего экзамена Йегер решил покинуть морскую службу, к тому времени он был вторым штурманом на корабле, курсировавшем по маршруту Берген-Кристиания.

В 1875 году он, увлекшись философией и особенно Гегелем (через три года он на собственные деньги даже выпустит небольшой философский труд, основанный на учениях Гегеля и Канта), бросил службу, сдал выпускной экзамен,  прошел курс стенографии и стал стенографом в Стортинге. В его обязанности входило протоколирование заседаний. Там он и проработал до момента выпуска своей скандальной книги «Богема Кристиании». Но обо всем по порядку.

Начало истории

Считается, что многие из своих взглядов на сексуальность и ее место в обществе Ханс Йегер почерпнул из шестисотстраничного труда шотландского врача Джорджа Дрисдейла (George Drysdale). Первоначально он был выпущен в Великобритании в 1855 году, затем в 1879 году в Копенгагене, а годом позже в Швеции (все три издания были анонимными). В Скандинавии его окрестили «книгой английского врача» и запомнили именно под этим названием. Дрисдейл рассматривает сексуальность с медицинской точки зрения и доказывает необходимость сексуальной жизни как для мужчин, так и для женщин. В то время мнение о пользе сексуальной жизни для женщин считалось возмутительным.

Работая в Стортинге, можно поневоле либо возненавидеть политику, либо увлечься ею. С Йегером случилось второе. Одновременно с этим на Йегера огромное впечатление произвёл цикл лекций  Георга Брандеса, посетившего Норвегию в 1877.

В 1882-83 гг. в Кристианийском обществе рабочих проходил цикл встреч, посвященных проблеме проституции. Поводы для беспокойства были, и немалые: согласно докладам полицейского врача, в Осло в то время было 8 официальных борделей с 49 девушками, 16 девушек официально и открыто занимались проституцией на дому и 605 – тайно. Проституция в Норвегии была узаконена в 1866 году, и этот закон Кристианийское общество рабочих хотело отменить. Участники встреч утверждали, что причина расцвета проституции – нестабильность рабочих условий. Когда крупные предприятия объявляли о наборе, например, швей, множество девушек стекалось в Кристианию, однако не все получали работу – и становились заложницами обстоятельств. Не было особого смысла запрещать легальную проституцию, считали докладчики, пока не будет уничтожен корень зла нелегальной. Йегер слушал их незаинтересованно. Его мнение, мягко говоря, отличалось от сказанного. Не выдержав, он взял слово и на следующее утро проснулся известным человеком – «развратителем», с которым неприлично показаться на людях или, Боже упаси, водить дружбу.  Согласно Йегеру, единственное, что может помочь устранить проституцию – «свободная любовь». Необходимо устранить давление морали и христианства, которые довлеют над девушками, а юношей заставляют покупать бездушную любовь за деньги. Замужество, конечно, возможно, но только по любви. Если люди наконец избавятся от мучающих их моральных устоев, их жизнь станет намного ярче и богаче, а в проституции просто не будет нужды. Пока же общество будет идти к эпохе «свободной любви», государство должно учредить официальные бордели, где девушки будут наделены всеми социальными правами и поддержкой, а клиенты перед их посещением будут проходить обязательный медосмотр. 

Йегера освистали. Отныне двери приличных домов были для него закрыты. Он нашел утешение в алкоголе и засел за биографический роман, где надеялся изложить свои идеи.

Богема Кристиании

Богема Кристиании

В то же время вокруг Йегера и его нового друга художника Кристиана Крога стала формироваться группа свободомыслящей молодежи, получившая название «Богема Кристиании» («Kristianabohemen»). Имя Йегера и по сей день прочно ассоциируется с этим феноменом, однако об этом я постараюсь подробнее рассказать в другой статье.
Вернемся к роману. Прототипами героев Йегер избрал себя (под именем Герман Ээк) и своего друга Юхана Секмана Флетчера (Johan Seckmann Fleischer, в книге Ярман). Флетчер был младше Йегера на 6 лет. Безалаберный юный кадет, он искал работу, а Йегеру как раз требовался помощник-расшифровщик стенографических записей. Сначала отношения между ними были натянутыми, однако вскоре Йегер и Флетчер сошлись, их часто видели прогуливающимися вместе.
Никогда толком не работавший, увлекавшийся женщинами без разбору и потерявший смысл жизни юноша был отличным объектом исследования. На его примере можно было замечательно показать, как устаревшая общественная мораль губит людей. Однако вскоре жизнь сама «подкинула» Йегеру куда более интересный сюжет.
Рано утром 16 апреля 1884 года Юхан Сейкман Флетчер застрелился в полной кадетской униформе. Мы так никогда и не узнаем, что чувствовал Йегер – присутствующие на похоронах сразу же сочли его бесчувственным человеком, ведь он стоял и как ни в чём ни бывало записывал речи священника слово в слово, чтобы  затем использовать их в своей книге. Все знали, какое значительное влияние он оказывал на Флетчера, и стали относиться к нему с еще большим недоверием. Распространились слухи, что это Йегер подбил юношу на самоубийство. 
Йегер сбежал прочь от шума и слухов в Копенгаген, где 11 декабря 1885 года выпустил свой главный роман «Богема Кристиании» («Fra Kristiania-Bohêmen»). Несколькими месяцами ранее в свет вышло предисловие, где автор называл роман «выпадом против огромных гранитных колоссов, на которых зиждется духовная бедность и убожество: мораль, христианство и правовая концепция буржуазии».

В двухтомнике Йегер подробно описывает несколько лет своей (и Флетчера-Ярмана) жизни. Одной из основных и чаще всего цитируемых частей романа является рассказ о знакомстве Йегера с дочерью небогатого предпринимателя Лили Брюн. Ее родители отказывают ее возлюбленному от дома, они перестают видеться. Тут-то на сцене и появляется Йегер, который видит в Лили потенциальную «свободную женщину». Он начинает вести с ней просветительские беседы на тему сексуальности, убеждая ее в том, что из-за прогнивших устоев общества, которое обязывает женщину искать только замужества, а мужчин – водить романы на стороне, она теряет множество прелестей жизни. Прообщавшись с Лили в таком ключе целый год, Йегер предлагает ей провести с ним ночь, она с возмущением отказывается. После долгих размышлений раздосадованный и уязвлённый Йегер пришёл к выводу, что в свои 22 года Лили уже просто слишком «стара» для новых идей. Вот если бы получилось вложить в ее головку мысли о свободной любви в шестандацилетнем возрасте… И Йегер начинает размышлять об открытии «школы для девушек», где он смог бы быть учителем и рассказывать об отношениях полов и вреде общественной морали. Впрочем, этим мечтам тоже не суждено было сбыться.

Практически сразу книга была запрещена как нецензурная и развращающая (особенно обидно Йегеру было то, что запрет книги пришелся на период правления либерального кабинета министров Юхана Свердрупа), но это лишь подогрело интерес публики. Те немногие экземпляры, что уцелели после конфискации, переходили из рук в руки. Есть даже сведения о том, что люди, не входившие в кружок богемы и, как следствие, не имевшие «внутреннего» доступа к книге, могли взять ее напрокат за 25 эре в день. Однако, несмотря на это, цели своей – заявить о серьезности проблемы проституции, устаревших общественных норм и проч. – Йегер не достиг. Большинство читателей искало в книге лишь порнографические сцены, не задумываясь о смысле (запрещение книги как «порнографической» в немалой степени предопределило эту тенденцию). Верховным судом Йегер был приговорен к аресту на 150 дней и штрафу в 1600 крон.
Несмотря на это кружок богемы понял Йегера правильно. «Остановить движение, оштрафовав писателя — писал Юнас Ли, — все равно что остановить Гольфстрим, заткнув его пробкой».
Йегер потерял должность стенографа в Стортинге.

Через год Йегера снова получил приговор за повторное издание книги в Швеции – пытаясь, правда, замаскировать содержание легкомысленным названием «Рождественские рассказы». Йегер сбежал в Париж, однако летом 1888 вернулся и отбыл наказание. Не имея возможности получить должность стенографа Стортинга вновь, он в 1890 году вернулся в Париж, где друг Й.Й.Ипсен приискал ему должность страхового агента.

Кристиан и Ода Крог

Ханс Йегер известен не только своей книгой, но и бурным романом с художницей Одой Крог, женой его ближайшего друга Кристиана Крога. В 1886 году они вместе издавали газету «Импрессионист» («Impressionisten»). Крог всесторонне поддерживал Йегера, когда был запрещен его роман (к слову, когда сам Крог выпустил «Альбертину» — роман о швее, которой приходится стать проституткой, и был тут же запрещен, Йегер в той же газете «Импрессионист» раскритиковал книгу и обвинил Крога в незнании темы).

Ода была идеалом йегеровской «свободной женщины». В прошлом разведенная (!) художница (!!), курящая, независимая.
Между Йегером, Одой и Крогом возник любовный треугольник. Многие исследователи пишут о попытке Йегера реализовать таким образом мечту о «свободной любви» и утверждают даже, что троица собиралась жить вместе. Однако источников, подтверждающих эту теорию, нет. Скорее, это была трагедия для всех ее участников: Йегер изнывал, безумно влюбившись в замужнюю женщину, Крог мучился ревностью, а Одна разрывалась между двумя мужчинами, которых в равной степени любила (впрочем, это тоже спорный вопрос: весьма непростой характер самой Оды заслуживает отдельного разговора).
Так или иначе, результатом этой связи стали написанные в Париже три книги (две из которых были созданы уже после разрыва Оды с Йегером):  «Нездоровая любовь» («Syk kjærlihet», 1893), «Признания» («Bekjendelser», 1902) и «Тюрьма и отчаянье» («Fængsel og Fortvilelse», 1902).

Эти романы, возможно, и не обладают высокими литературными достоинствами, но поражают своей эмоциональностью. В «Нездоровой любви», самой известной книге цикла, Йегер чрезвычайно подробно описал свой бурный роман с Одой, все их встречи и расставания, запротоколировал свои мысли до мельчайших подробностей в форме потока сознания, а также с поразительной для конца XIX века откровенностью описал их сексуальные отношения. Книга была моментально запрещена по всей Скандинавии – та же судьба впоследствии постигла другие два тома. И если в «Богеме Кристиании» так называемое «порнографическое содержание» являлось лишь предлогом к запрету, то в этот раз упрекнуть органы цензуры в чем-либо было бы трудно. Хенрик Ибсен говорил, что эта книга написана «свиньей, о свиньях и для свиней».

И хотя Ода была названа Верой, а Кристиан Крог – Вальдемаром, ни у кого из знающих этих людей не оставалось ни тени сомнения, что роман автобиографичен. Выход такой «возмутительной» книги стал для Оды, вероятно, уставшей от этой связи, хорошим поводом разорвать отношения. Крог также охладел к Йегеру.

Во время пребывания в Париже Йегер посылал статьи в газету «Социал-демократ», проявив себя хорошим иностранным корреспондентом. Вернувшись в Норвегию в 1898 году, он получил должность редактора международного отдела в газете. Он почти не контактировал с друзьями молодости, презирая их за то, что они отказались от своих юношеских идеалов. Сам же он всерьез увлекся анархизмом. В 1902 году опять уехал в Париж, а через четыре года, в 1906, выпустил книгу с ироническим названием «Библия анархиста», где подробно описал, как достичь идеального анархического общества без частной собственности и конкуренции. Как исторический документ, эта книга чрезвычайно интересна, однако с практической точки зрения налицо незнание Йегером политической действительности того времени.
Если Ханс Йегер чем-то увлекался, то всерьез – будь то море, воспитание юных дев или литература. В Париже он увлекся скачками. И отнесся к ним даже не как к новой страсти, но как к работе. Дни и ночи напролет он просиживал за составлением особой статистики, которая должна была помочь ему выиграть. Иногда друзья, поддавшись его убеждениям в надежности и беспроигрышности этой системы, посылали ему деньги. Он надеялся выиграть три миллиона крон. С такой суммой можно было спокойно вернуться в родную Норвегию и устроить революцию.
К тому же он подумывал, не основать ли анархистскую колонию в Патагонии, где поселился один его друг. Индейский вождь Сайкуеки обещал выделить землю. А в 1908 году, за два года до смерти, Йегер занялся проектированием самолета, тоже в надежде получить премию за разработку.
Последние годы жизни Йегер провел в Кристиании, где в 1910 году умер после операции по удалению раковой опухоли в возрасте 56 лет.

Что ж, Ханс Йегер – чрезвычайно неоднозначная персона. Многие из тех исследователей, кто занимался историей его жизни – например, Кетил Бьёрнстад – считают его кем-то вроде непонятого мечтателя, романтика и чуть ли не первого хиппи своего времени. Я же позволю себе напоследок процитировать Хальвора Фосли, автора замечательной книги о норвежской богеме:

«…я приступил к работе {над книгой} с изрядной долей преклонения пред богемой и уважения к Йегеру. Должен признать, что постепенно я стал раздражаться и даже злиться, особенно на Йегера и Оду Крог. В то же время, я «полюбил» и зауважал совершенно других персонажей…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *